Георгиевская церковь в Капустино
Историческая записка, составленная в 1874 году прихожанином храма, владельцем капустинского имения отставным полковником Алексеем Николаевичем Корсаковым. Ее написание связано с хлопотами о строительстве нового, каменного храма, взамен обветшавшего от времени деревянного. Спустя 128 лет этот документ был извлечен из архива нашими современниками, радеющими о восстановлении того самого каменного храма, разрушенного уже не столько временем, сколько людьми.
Верстах в 12 от Лопасни, к юго-западу от неё, в небольшой котловине, по которой протекает речка Темна, лежит селение с небольшой деревянной, столетнею церковью и пошатнувшеюся на бок колокольнею - это село Капустино, по писцовым книгам известное ещё в 1598 году. Окрестности его с селениями, близ него лежащими, замечательны в том отношении, что 600 лет тому назад они составляли местность, известную в наших исторических актах под именем Темны. В Духовном Завещании Вел. Кн. Ивана Даниловича Калиты (1328г.) при исчислении волостей и сел, которые должны были составлять наследственную часть сына его, Князя Андрея Ивановича, Темна упоминается наряду с другими местностями нынешних уездов: Серпуховского, Подольского и Московского (Собр. Госуд. Грам. и Дог. т. I, №21). Впоследствии, в XVII столетии, волость Темна стала называться Теменским Станом.
В этой-то, имеющей историческую известность, местности несколько столетий тому назад угодник Божий Св. Великомученик и Победоносец Георгий благоволил явить знамение тайного своего присутствия. Сохранилось предание, что на Темне проживал некогда какой-то татарский мурза. Был ли крещен он, или нет - предание не говорит, но вот что случилось: однажды люди его, работая в капустных грядах, нашли Образ св. Великомученик Георгия. Икону перенесли в церковь какого-то соседнего села, но через несколько дней она опять оказалась на прежнем месте. Явление это, говорит предание, повторялось несколько раз, пока наконец мурза не построил храм во имя св. Великомученика Георгия. С тех пор селение стало называться “Егорием в Капустине” -- так оно зовется и до сих пор .
Событие, о котором говорит предание, может относиться к концу XV или началу XVI столетий, т.е. к тому времени, когда Серпухов с окрестными местами действительно находился у Татарских царей во владении на поместной праве. Так было в 1497 г., когда Серпухов, Кашира и Хотунь были отданы Вел. Кн. Иваном III в поместье Казанскому царю Мегмет-Аминю (Соф. Врем. т. II, 254) и в другой раз в 1531 г., когда Серпухов с Каширою был отдан в поместье же Вел. Кн. Василием Ивановичем Казанскому царю Шиг-Алею (Кар. т.VII, 95). Цари Казанские владели данными им поместьями, конечно, через доверенных лиц, через приказчиков; таким приказчиком мог быть и тот мурза, который по преданию, жил в Темне. Есть ещё одно обстоятельство, которое преданию об обретении иконы св. Великомученика Георгия придает достоверность. В нашем приходе с незапамятных времен существует обычай праздновать св. Вел. Георгию в первый день Петровского поста. Время этого празднования как у нас, так и окольных жителей, известно под именем Молящей... Такое неопределенное название служило для причта, а тем более для прихожан предметом недоумения - что такое “Молящая” и откуда взялся обычай такого празднования? Нам кажется, припомнив предание, легко разъяснить недоумение. Позволительно думать, что при слове “Молящая” утратилось другое слово - “неделя”. Если взять во внимание, что время необычного празднования св. Георгию совпадает с тем временем, когда действительно очень часто приходиться начинать садку капустной рассады, то легко можно принять и поверить, что в старину действительно случилось что-либо подобное тому, о чем говорит предание. Древле благочестивый народ русский, пораженный и умиленный обретением иконы не в обычном месте, мог по усердию своему совершать молебные пения св. Великомученику в продолжении нескольких дней, что при стечении окрестных жителей предположить весьма естественно. На другой, на третий год чествование иконы молением повторилось и вот в устах народа сложилось название “Молящей Недели”; затем слово неделя откинулось, как оно откидывается при названии седмиц: Вербной, Страстной, Святой... Несколько десятков поколений сошло в могилу и происхождение обычая праздновать св. Георгию при начале Петровского поста изгладилось из памяти местных жителей; прошло еще несколько лет и само слово Молящая стало непонятно.
Предание говорит, что основание первого храма в селе Капустино современно обретению иконы св. Вел. Георгия. Долго ли стоял этот первый храм - неизвестно. В 1774 году марта 17 дня священник села Капустина Иван Дмитриев и прихожане подали Преосвященному Феодосию Епископу Коломенскому и Каширскому прошение, в котором объясняли, что находящаяся у них “Церковь Божия построена в прошлых давних годах деревянным зданием, которое состоит уже в крайней ветхости, а ныне де они намерение имеют вместо вышеозначенной, ветхой церкви, на том же месте, построить вновь, тем же именованием, церковь, деревянным зданием, на которое строение и материалы лесные находятся уже в готовности.” На другой же день, 18 марта, просители получили храмозданную грамоту, и в том же году началась стройка, а в следующем 1775 году Церковь была уже окончена. Эта та самая церковь, которая существует ныне - теперь ей сто двенадцать лет.
Последнее обстоятельство дает возможность понять - каково ее положение в настоящее время. Колокольня уже пошатнулась, две паперти обвалились и хотя одна из них исправлена, но по всей вероятности не надолго;пол в церкви очень ветх; благовест приводит стены всего строения в сотрясение... Ветхость храма стала обнаруживаться уже тридцать три года тому назад, почему в 1857 году и было испрошено благословение блаженной и свято чтимой памяти Высокопреосвященного Филарета Митрополита Московского на построение нового каменного однопрестольного храма во имя св. Великомученика Георгия на кошельковую сумму, пожертвования прихожан и сбор доброхотных дателей.
Прихожан при церкви св. Георгия числится с небольшим 400 душ мужеского пола; помещичьих семейств только два. Денежные средства прихожан, большую часть которых составляет крестьянское население, отягощенное различного рода податями и общественными сборами, при ежегодно возрастающей дороговизне и почти ежегодных неурожаях - не могут быть велики. Кроме посильных денежных приношений ими устроен частью на свои средства, частью же на церковные деньги кирпичный завод для выделки ежегодно 100 тысяч.
В настоящее время все средства наши истощены и за тем все надежды прихожан обращены к усердию посторонних, доброхотных жертвователей. Надеемся, что благословение, данное приснопамятным Владыкою на построение храма не останется вотще и Господь, молитвами св. Георгия, ущедрит руку благотворителей.
Пожертвования просим адресовать: через Серпухов Московской губернии в Алексеевское волостное правление для передачи церковному старосте села Гергиевского-Капустина, на построение храма.
Проект храма был разработан архитектором Милюковым. Разрешение на возведение было получено в 1879 году, но строительство велось медленно из-за недостатка средств. Дело пошло, когда по просьбе прихожан и священника Иоанна Протасова, за него взялся благотворитель Д. М. Хутарев. В 1887 году были освящены приделы, а в 1889 году и главный храм. Его расписывал московский художник Д. А. Кулыгин на средства С. Е. Кочеткова. На освящение храма был приглашен архимандрит Серпуховского монастыря Иннокентий.
В 1939 году храм был разорен и превращен в складские помещения для зерна и сельхоз запчастей. Сбили кресты и купола, срубили штукатурку снаружи и изнутри, иконостасы и иконы успели перевезти в соседний храм Святой Троицы в селе Ваулово.
7 июля 1999 года; для жителей села был отслужен первый молебен, а 2-го августа первую литургию. Храм начал медленно вновь принимать свой прежний вид, но вновь, как и при строительстве первого храма, не хватает финансовых средств.
Престольный праздник: великомученика Георгия Победоносца (6 мая).
Приделы:
-иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
-пророка Илии (2 августа)
Настоятель: священник Димитрий Юрасов.
Фото 2003 года
Наши дни